Новый человек в художественном лицее, я утвердилась в неоспоримости факта: талантливый ребёнок талантлив во всем! Поэтому, убеждена, наша педагогическая задача – воспитывать лицеистов «под сенью дружных муз» (не побоюсь этой слишком часто употребляемой  поэтической формулы). Литературные образы понятны и близки нашим лицеистам, как и изобразительные. Уже первые творческие работы пятиклассников по написанию собственных сказок поразили  и восхитили меня.

Тогда, на уроке русской словесности, после выразительного чтения нами басен,  в атмосфере смеха и улыбок, я положила перед ними чистые листочки и предложила: «Давайте попробуем написать свою басню!» Вот в этот момент дети оказались по-настоящему мотивированы на изучение теории жанра. А потом начался творческий процесс, пусть неполный, но заразительный  даже в своей малости. Сочинительская работа  шла азартно, состязательно, активно, весело. Тогда же родились планы на будущее – мысли о творческом литературном  проекте.

Пятиклассникам было интересно выражать свое негативное отношение к человеческим порокам аллегорическим языком, нравилось смеяться самим и со своими товарищами над ситуациями, придуманными для сюжета басни, подкупала и относительная простота формы басенного стиха. Хотя стихотворную форму юных  авторов мне приходилось корректировать.

Как показали результаты, наши пятиклассники – уже личности, самобытные, мыслящие. В баснях, написанных ими, проявляется несомненная одарённость авторов, их активная жизненная позиция, умение видеть и желание искоренять человеческие пороки. Прослеживается собственный стиль и почерк, творческий азарт. Участники будущего проекта овладели  знаниями в области жанра басни и сумели, на мой взгляд, творчески реализовать их, уверовали в силу смеха.

Наша подборка  басен – наше «заклятие смехом» (В. Хлебников).

Андреева Алла Юрьевна, 

учитель словесности

 

Рисунок Мариной Анастасии, 5 – Б класс


 

 

Смеяться, право, не грешно 

Над всем, что кажется смешно

(Н. М. Карамзин)

Кузнецова Анастасия, 5–А класс

Наглая Свинья

 

Коль на пути вам встретится свинья,
Отпор ей дайте! Вы ей не друзья!
 
В очереди к кассе магазина
Оказалась наглая Свинья.
Надоели ей и давка, и витрина,
И толпа  длиннющая.
 
Прихватив продукты и тележку,
Нагло хрюшка двинулась к дверям,
Не заметила полицию и слежку.
Задержали. Свинке – стыд и срам.
 
Вот опять стоит Свинья последней.
Только хамство лезет и с боков.
Растолкала тушей, рылом, шеей
Всех: цыпляток, кур и петухов.
 
Супермаркет весь, зверьё и люди,
Обуздали наглую Свинью.
Обучаться нравственности  будет.
И её,  и всю её семью
 
Записали в  школу этикета,
Чтобы свинство  истребить  со света. 

* * *

 

Узланер Полина, 5 – А класс

Жадная Собака

 

Однажды Собака бежала по лесу,
Судьба наудачу послала ей кость.
Мясная добыча - большая по весу,
Но жадной Собаке не нужен и гость.
 
Близёхонько мама  лисят обучала,
А косточка запахом их поманила.
Лисица просила, потом умоляла,
Хотя бы  кусочек чтоб им  уделила:
 
«Лисята мои целый день голодали,
Они, малыши мои,  слюнки глотали».
Но сердца жадюги слова не  достали.
«Что сразу не съем – я зарою в подвале!
 
А ты рот закрой и отсюда ступай-ка! 
Находка моя! Ты, Лиса, - попрошайка!»
Конец у истории этой такой:
Бродил рядом волк, и голодный, и злой,
 
Собаку догнал, её кость уволок.
Собаке-жадюге никто  не помог.
 
Твердили уж миру не раз наставительно:
Быть жадным  и чёрствым - всегда непростительно.
Грести под себя - это даже губительно.  

* * *

 

Гайнанова Анна, 5 – Б класс

Черепаха и Заяц

 

Медленно ползла старая Черепаха. Долго жила она на свете и была очень мудрой. Много зверей пробегало мимо Черепахи. Все уважали её. 
Один раз мимо бежал  Заяц. Остановился он и начал её дразнить: «Черепаха, Черепаха, что так медленно ползёшь? Смотри, какой я быстрый! Попробуй, догони!» 
Не обращала внимания Черепаха на дерзкого Зайца. Спокойно ползла дальше. Увидев, что Черепаха не откликается, Заяц поскакал прочь. 
Но недолго скакал Заяц. Не заметив, наткнулся он на капкан. Отпрыгался. 
А надо бы с уважением относиться к старшим, не дерзить им, а присматриваться к их образу жизни.
 

* * *

 

Ленская София, 5 – А класс

Трудолюбивый Муравей и ленивая Свинья

 

Бесполезно повторять, что трудолюбие
Помогает всем, идёт на пользу.
Только, к сожалению, твердолобые
К истине относятся со злостью.
 
Муравей пошел искать травинки,
ПО лесу идёт и припевает:
«Тра-та-та, тра-та-та,
ПО лесу иду лишь я!»
 
Но назло, как раз за поворотом,
Толстая-претолстая Свинья
Развалилась  поперёк дороги,
Туша не пускает Муравья…
 
Сутками махина отдыхает
(От безделья что ли устаёт?).
Солнышко ей спину пригревает.
Лень пошевелиться не даёт.
 
И на просьбы повернуться муравьиные,
Только носом хрюкала Свинья:
«Труженика просьбы игнорируем!»
Кончилось терпенье Муравья!
 
Дерево он как рычаг использовал,
Отодвинул сонную Свинью.
Силы, знание и опыт – польза в них…
«Путь открыт!»  Спасибо Муравью!
 
А лентяйка, оказавшись  в луже,
От испуга двинулась домой.
Только вряд ли всё уроком ей послужит…
Стали тупость, лень её судьбой.
 
Дети, взрослые, вы важное запомните:
Трудолюбие, упорство победят!
Если ленью жизнь и ум заполните-
Превратитесь в сонных поросят! 

* * *

 

Мартиросова Светлана, 5 – Б  класс

Задача

 

В школе трудную задачку
Задали одной собачке.
Маленькой собачке Чуче
 Это сразу же наскучило.
 
Поручить решила  маме-
Мама занята делами.
Поплелась к сестрёнке Чуча,
Попросила та не мучить
 
Дел и так своих хватает…
Папа так же отвечает.
«Кто же мне решит задачу?»-
Причитала Чуча, плача.
 
Мысль внезапно осенила:
«Может, мне самой по силам?»
Села. Дел-то – две минутки,
А просила почти сутки…
 
Стань  во всём самостоятельней!
Верь в себя и будь старательней!-
Это басни сей урок,
Одноклассникам упрёк.  

* * *

 

Калашникова  Арина, 5 – А класс

Особенный подарок

 

Пришла Лисица в гости Зайца навестить,
Тот ей решил цветочек, розу, подарить,
Живой и пахнущий нежнейше, ароматно,
Но аромат  Лису не покорил,
Лисе  другие запахи приятны.
 
Когда пришёл другой его товарищ,
То Лосю Заяц букет листьев подарил.
Для Лося он послужит  просто пищей:
Желудок быстренько его  переварил,
Как говорится, - «оценил»!
 
Последний гость, наведавшийся к Зайцу,
Был Волк, эгоистичный, грубый, злой,
К зайчонку подошёл - и начал  лаяться,
И приказал подарок дать ему иной,
Чтоб был он лучше всех и дорогой!
 
Мораль: подарок твой не всяк поймёт:
Один   не отличает аромата,
Другой «подарку» будет «рад» - сожрёт,
А третий для себя из горла  рвёт,
Таким преподносить дары – одна  утрата. 

* * *

 

Родригес-Цао Исабель, 5 – А класс

Сорока-болтушка и Сова

 

Болтушки любят поболтать,
Советы вкривь и вкось давать,
А собеседников не слушать.
Потом язык и перья сушат.
 
Сорока-болтушка болтала,
Болтала, болтала,
Пустыми советами
Птиц и зверей донимала.
 
Просила Сова, 
Чтобы меньше трещотка трещала:
Болит голова,
Хоть минутку она б помолчала…
 
Не  видя других и не слыша,
Болтунья болтала, болтала
Да так, что в болото гнилое упала! 

* * *

 

Потурай Анна, 5 – Б класс

Змея и Ворона

 

Как-то раз стала Ворона перед Змеёй хвалиться: «Вот у меня крылья есть, и я летаю, где хочу. И перья у меня переливаются, весь лес мною любуется. А ты только ползать и умеешь, и кожа у тебя мерзкая!»
 
Змея Ворону слушала-слушала, тихонько подползла и укусила. Тут и пришёл хвастунье конец.
 
Мораль этой басни проста: не надо хвастаться и вредничать. Хвастовство и зазнайство к добру не приводят. 
 

* * *

 

Герасимова Вероника, 5 – Б класс

Пёс-сторож

 

Пёс-сторож поле охранял,
Чтоб кукурузу уберечь.
Но Пёс однажды задремал,
И поле некому стеречь.
 
Тут Лис тихонько подбежал,
Початки быстренько украл.
Пёс испугался и завыл:
«Я вора нынче   упустил,
 
Не годен к делу я  теперь,
Я буду ошибаться,
И выгонят меня за дверь.
Бродяжкой мне слоняться!..»
 
Пока несчастный завывал:
«Что ж делать мне теперь?»,
Вновь Лис початки воровал.
Забыл про службу зверь.
 
И  Пёс совсем повесил нос,
Какой же с плаксы  спрос?
Ушёл Пёс с поля своего,
Негодный  сторож из него.
 
Тот, кто при первой неудаче
Хвост поджимает, горько плачет,
Тот безответственный слабак
С судьбою наперекосяк. 

* * *

 

Зуева  Александра, 5 – А класс

Разговор мамы с сыном Ягуаром

 

Мама сыну Ягуару говорила не спеша:
-Если есть захочешь,  ты поймай ежа!
-Он же может уколоть - лапы разболятся.
Ты когда-то говорила: «Надо опасаться»…
-Коль не хочешь его кушать, ты лови ужа!
-Как же сделать? Он же страшный, - сын сказал дрожа.
-Соберись-ка: будь же смелым, хватит всех бояться!
Если ты не станешь храбрым, можешь потеряться.
Ах ты, глупый ягуарчик, ты же царь зверей!
А забота короля – подданных лелей:
Смелым будь и за себя, и за своих людей!
Ну, как хочешь! Я пошла вновь зверьём питаться…
-Не хочу я здесь один снова оставаться!
Лучше я пойду с тобой: голод ведь не тётка!
-Ай ты, маленький ты мой, ты моя трещотка!
 
А мораль эта  проста:  будешь всех бояться,
То, естественно, в тебе станут сомневаться. 

* * *

 

Старцева Мария, 5 – А класс

«Друзья»

 

Лиса однажды подружилась с Жучкой,
Играли день всего, как лучшие друзья,
Секретами поделится с подружкой
Собачка, ничего не утая.
 
Такие жизнь выкидывает «штучки».
Но о  себе Лиса – ни слова… Вот беда.
А через день все знали о секретах Жучки.
В тот час закончилась их дружба навсегда.
 
Свои секреты расскажите лучше близким,
Не доверяйтесь непроверенным «друзьям»,
От них предательством попахивает низким.
Секреты друга выдавать нельзя! 

* * *

 

Марина Анастасия, 5 – Б класс

Львица и Лиса

 

Лиса и молодая Львица
Отправились ловить зверей.
Олень (и надо ж умудриться…)
Не избежал, увы, когтей.
 
И тут Лисица заявила:
«Олень по праву явно мой:
Я так исправно сторожила»,
Но Львицы  выговор  иной:
 
«Ты стерегла, а я загрызла».
«Ай, ладно!- Лисонька хитра.
-Коли добыча спорна вышла,
Дождёмся лучше до утра».
 
Заночевали. Утро брезжит.
Пришли:  добычи нет как нет…
Рычала Львица (голод бесит):
«Пропал обещанный обед!
 
Ты провела меня, Лисица!
Оленя точно  съела ты!»
«Не я! Ошиблась ты, сестрица!»
А пасть ещё в кусках еды…
 
«Ты лгунья, наглая воришка!
Мой приговор тебе суров!»
Набросилась – и съела. Крышка. 

Обычай у зверей таков…

 

* * *

 

 Честнова Варвара, 5 – Б класс

«Новая мораль»

 

Однажды Кот, шагая по тропинке,
Нашёл в лесу компот.
Он  шёл, неся его  на спинке,
Упал в  нору –
такой вот поворот.
 
Компот разбит,
Спина горит,
Осколок рану оставляет.
Наш котик кровью истекает.
 
Козёл по тропке семенил,
Всё песни распевая.
Мяукнул из последних сил
Наш  Кот, изнемогая:
 
«Козёл, приятель! Помнишь ли,
Как я тебе был нужен?
Как ты всё стадо приводил 
Ко мне на званый ужин?»
 
«Забудь, мой друг! - пропел Козёл,
Шагая мимо ямы.
-Споткнулся ты, твой век прошёл,
Моя дорога – прямо!»
 
Живучим был тот  Котофей:
Бумажку из кармана
Он вынул (это сто рублей!)
И прилепил на рану.
 
О, чудо! Рана зажила!
Жаль - новая мораль пришла:
Не имей сто друзей,
А имей сто рублей. 

* * *

 

Степанова София, 5 – Б класс

Обман

 

Однажды встретились подруги-кошки,
О чём-то разболтались, так,  немножко.
А третья, что постарше, поумнее,
Молчала, разговор  их  разумея.
 
Одна клялась другой в любви и дружбе,
Как предана ей в жизни и по службе,
Но только удалилась собеседница,
Зло излила неискренняя  сплетница:
 
«Она глупа, дурна, но я терплю её»,-
Мурлыкала она   враньё  своё,
Желая угодить подруге старшей,
Но та не приняла её демарша:
 
«Эх ты, обманщица,  и  как тебе не стыдно?!
Свидетельницей клятвы быть твоей  – обидно.
И будь одна за ложь свою и глупость,
А я же презираю лесть и тупость!»
 
Вот так и в жизни иногда бывает:
 
Сначала лжец, как любит, «изрекает»,
А за спиною  фальшь  его вскрывается,
И  дружба    на кусочки    разбивается.
«Единожды предавший,- говорится,-
Предаст не раз: второй и третий, как случится». 

* * *

 

Малкина Елена, 5 – А класс

Трудолюбивая Пчёлка и спесивая Бабочка

 

Трудолюбивая Пчёлка
Трудится с утра,
Насобирает нектарчик-
И поспешит туда,
Где ждёт её детвора.
И вдруг траекторию Пчелки
 Бабочка пересекла,
Гордая дива-красавица,
Сплюнула: «Прочь бы пошла,
Простушка и замарашка!
Не видишь, куда идёшь?
Неужто не понимаешь:
Проблемы себе найдёшь?»
 
И умненькая пчелка,
Хотя и могла иголкой
Проткнуть её прикид,
Тихонько свернула в сторону,
В крылышках ветер жужжит…
А та поплыла величава,
Как будто она пава,
А слово-то желчью горчит
И с крыльев трухою летит.
 
Если злые гордецы,
Вряд ли их полюбят.
Если в деле молодцы,
Мир счастливей будет!  

* * *

 

Матякубова Мирра, 5 - А класс

Сорока и зеркальце

 

Сорока мимо дома пролетала
И зеркальце в беседке увидала.
Взяла без спросу зеркальце домой,
Любуясь, говорит сама с собой:
«Какое дело мне, что зеркальце чужое,
Оно валялось, словно неродное. 
Никто в нём не нуждался, и, забытое,
Оно мне в клюв просилось. Мной  добытое,
Блестит оно. Украсит жизнь мою!
Не виновата я, что красоту люблю».
 
Вот так и люди, чёрной зависти исполнены,
Жадны и вороваты, взять чужое склонные,
И всё же ищут, ищут оправдания,
Но не избегнут воры наказания! 

* * *

 

Осиновская Анна, 5 – А класс

Ревность

 

Как-то раз Петух и Кот 
С Зайцем подружились.
Зайчик сблизил их, но вот
Вместе не ужились.
 
Невзлюбил Кот Петуха 
Так за своенравность,
Что намять ему бока
Обещал за странность.
 
Мол, зазнаек он не любит,
С Зайкой будет лишь дружить.
И Петух в долгу не будет:
«Без Кота сможем прожить!»
 
Услыхал такое Заяц:
Подерутся меж собой!
«В этой дружбе я намаюсь!»-
Убежал скорей домой.
 
Мораль сей басни такова,
Что если сильно ревновать,
То не добьёшься ничего.
Всё можно потерять. 

* * *

 

Орловская София, 5- Б класс

Один дома

 

Однажды мама Коли Воронцова
Уехала в командировку в Волгоград,
Оставив сына дома, как большого,
Чему он был безмерно рад.
Пообещав, что справится с лихвою,
Готовил он и кашу, и омлет,
И макароны с жареным беконом,
И курочку с картошкой на обед.
Суп, блинчики, спагетти с моцареллой
Готовил вдохновенно -  тут же ел.
А вот посуду целую неделю
Мыть Коля совершенно не хотел!
Гора тарелок грязных накопилась,
И чистой чашки в доме не сыскать,
Но Коля «на потом» мытьё посуды
Старался ежедневно оставлять.
Вернувшаяся из командировки мама,
Ужасную картину увидав,
Заставила любимого сыночка
Всю кухню за собою прибирать.
Который час посуду моет Коля,
А мама огорчённо говорит:
«Любишь кататься, дорогой сынуля,-
Люби и санки за собой возить!» 

* * *

 

Чеканова Вероника, 5 – Б класс

Любопытство

 

В лесу произошла история такая:
В прекрасный день лис вывел  погулять
Из душной норки пятерых лисят.
Те стали прыгать, кувыркаться и играть,
Но только лишь одна из них, шестая, 
Ждала экскурсию спокойно, предвкушая.
 
И вот идут лисята в ряд за лисом
И слушают о том, чтО есть в лесу, когда.
Но тут шестая вдруг спросила тихо:
«Папуля, почему  мы не идём туда?»
И папа лис ответил дочке властно, 
Что зона там для них запретная.
 
Сказал, что лисам там гулять  опасно.
А почему – не объяснил. Напрасно.
 
И вот закончилась экскурсия – и быстро
Лисята разбежались кто куда.
Но лишь шестая вдруг из любопытства
Вбежала в зону под запретом: «Ерунда!
Сама проверю, что же тут опасно?
Отличное здесь место  поиграть!»
 
Вдруг на неё собаки с лаем – страшно!
И сцапать бедную хотят!
 
Но хорошо малютка знала хитрость:
Махнула хвостиком налево - псы туда,
Плутовка прыгнула направо быстро
В кусты, а из кустов – домой!
Беда!
И в зону больше ни ногой.
 
Из любопытства часто может выйти и беда,
Когда полезешь сам  куда не надо.
А так как жизнь у нас всего одна,
Беды ты можешь не преодолеть.
И надо,
Надо просто потерпеть 
и повзрослеть! 

* * *

 

Белокуров Валентин, 5 – Б класс

Рыжий Заяц

 

Есть люди, что на встречных смотрят свысока.
Сидит, на небо смотрит и мечтает,
Но только к нему кто-то подойдёт,
Он из себя тотчас воображает.
 
Вот как-то раз зайчишка рыжим уродился,
И этим он всю жизнь свою гордился.
Он заявлял: «Я рыжий и красивый!
Не то, что вы,  серее туч», - твердил спесивый.
 
Пришла зима. Пейзажи в белом стали,
И все зайчата цвет свой поменяли,
Но рыжего природа обошла-
И рыженьким его оставила.
 
И цвет сыграл плохую шутку с ним:
Не стал зиме и снегу он своим.
Когда зайчата вышли погулять,
Голодный волк пошёл добычу поискать.
 
Зайчата, только волка увидали,
Так сразу белыми комочечками стали.
Да только рыжий в цвет поляночки не стал-
И сразу волку в пасть зубастую попал.
 
Хотел бы дать теперь я вам совет,
Что скромность лучше, чем ваш  яркий цвет. 

* * *

 

Слепушкин Сергей, 5 – Б класс

Волчок, Свинья, Скворец и Карп

 

Вот как-то  раз  Волчок, 
Свинья, Скворец и Карп.
Объединились и решили так,
Чтоб другу каждый бы, чем смог,
помог.
 
И дали клятву. Выполнили в срок:
Добычу пригонял малышка Волк,
Скворец им червяков принёс,
А Карп  креветок приволок.
 
Лишь жирная свинья не ловит и не роет,
Только ест – всё слопает в один присест!
И нет понятия, что делать надо что-то:
Чтоб возле морды не осталось бутерброда-
вот это свинская забота…
 
Ну, вот все звери принесли второй  улов,
Но жирная свинья никак не повернётся к делу,
А только ест, да  ест, да ест, не слыша слов,
Лишь хрюкает, «нагуливает» тело.
 
Тогда толпа друзей, забрав  добычу,
Подальше от обжоры  отошла.
А жирная свинья пусть их покличет…
Та ж  даже  повернуться не смогла.
 
О том и я: кто раньше не трудился,
Тот не получит ничего потом.
Кто только ел чужое и ленился,
Тот станет жирным кабаном. 

* * *

 

Семёнова Саломия, 5 – Б класс

Старый и новый ботинок

 

В квартире жил башмак, он старый был и грязный,
Век отслуживший, просто безобразный.
Хозяин выкинуть его давно хотел,
Но как-то забывал среди насущных дел.
Купил он новый, модный, стильный, чистый,
Тот соблюдал себя – и вид имел приличный.
Однажды два соседа-башмака заговорили,
 И один сказал другому,  соседу по квартире,
Совсем  не в джентльменском это стиле:    
-Ты грязный, неопрятный и вонючий,
Хотя б почистился – вон щётка есть на случай!
Дезодорантом освежись – стань круче!
Иначе выкинет тебя хозяин вскоре.
-Да я такой! И этим я горжусь
И жалость вызываю. Но не горе-
Моя изношенность. Пойми ты, трудоголик,
Я просто отдыхаю. Я ленюсь!
И мыться  никогда не собираюсь.
Своим старьём я уваженье вызываю.
…Но так случилось, через день, взяв палку,
Хозяин выкинул его  на свалку.
 
Мораль: за внешностью следи, за чистотою!
Не оскверняйте мир и взгляд собою!